Внимание! На странице размещён музыкальный файл 1,8 МВ. Если у вас будет терпение его загрузить, не пожалеете!

Cтепень загрузки обозначается белым цветом на бегунке проигрывателя



Путь-дорога

Итак, стартовали мы из города Ужгорода ранним воскресным утром 13 апреля. Конечно, такой день не предвещал ничего хорошего, но мы рискнули. Перед нами лежало 500 километров пути, которые могли принести нам как поражение, так и крупный успех. И, уповая на второе, но опасаясь первого, двинулись. Дело в том, что автомобиль, который мы собирались использовать для нашего путешествия, ни в какую не хотел поездить по Польше, то и дело показывая свой крутой нрав ещё дома. Только неимоверными усилиями и помощью сверхестественных сил наш BMW наконец смягчился и покорился своей судьбе. А ведь был момент, когда совершенно очевидным стало то, что придется пользоваться услугами общественного транспорта и только буквально накануне выезда ситуация нормализовалась, так что мы получили возможность насладиться именно автомобильным путешествием.

Вот карта, на которой обозначен наш путь:

Дорога Ужгород-Краков
Нам предстояло преодолеть Ужоцкий перевал, проследовать далее до Самбора, где нас ожидал первый привал, организованный у моего друга Марко Миши. Все 180 километров до этого города
Михаил Марко

мы одолели без замечаний и в скором времени уже попивали вино у Михаила. Нам была оказана тёплая встреча, а общение и завтрак пополнили запас наших сил. Здесь таки мы обзавелись картами дорог, планом Кракова и получили окончательные инструкции по поводу дальнейшего пути. Памятуя о том, что выходные дни в Польше абсолютно нерабочие дни, мы поменяли начальную сумму валюты на злотые прямо в Самборе, чтобы за границей чувствовать себя свободно.

Ещё 60 километров - и мы на границе. Покупка страховки на автомобиль, дозаправка. И первая неожиданность - нас заставили оплатить какой-то местный сбор и дорожный сбор. Слава богу, наша помощь местной казне оказалась довольно символичной, мы её пополнили на 17 с копейками гривень, просто обидно стало, что у нас творится какой-то разбой на дороге, надо думать, с позволения государства. Впрочем, это государство мы собирались покинуть, правда, только на неделю. К чести поляков, никаких сборов у них не изобрели. Я так думаю, что их государство было достаточно мудрым, чтобы создать условия для нормального функционирования экономики, её развития, а не сдирать последние копейки с нищего населения, ободранного родной же страной (!) ещё ранее.

Томимые такими неприятными мыслями мы проехали шлагбаум и оказались на территории международного автомобильного перехода Шегини. Символично, что нам хотелось поскорее покинуть эту страну, а страна без особого сожаления и каких-либо задержек рассталась со своими гражданами, только на прощанье обругав устами наших вечно свирепых и грубых пограничников, которые сами создают хаос, а потом героически преодолевают трудности, (или творят основу своего благосостояния :-( - кому как больше кажется). А вот поляки прицепились к наличию у нас достаточной для проживания суммы, видимо украинцы им не вселяют уверенности в свое платежеспособности. Устное заявление наличности пограничника не удовлетворило и он потребовал предъявить денежки. Как все советские люди, мы не держали все деньги в одном месте, поэтому довольно долго коварялись по закромах, извлекая из потайных местечек свои припрятанные купюры. Это длилось довольно долго, пока пограничнику не надоело за этим наблюдать, после чего он упрекнул нас незнанием польских законов и тем, что мы не позвонили в консульство, где нас бы просветили по этому вопросу, поэтому я и вам советую, если вы собираетесь в Польшу, изучите польские законы :-), по крайней мере знайте, что вы должны иметь при себе на каждого человека эквивалент 60 американских долларов на каждый день пребывания. Если вы не банкир, лучше не говорите, что вы приехали надолго, все равно никто вас не ограничит в сроках пребывания.

Ну вот, наконец граница позади, а мы на польской земле. Перед нами лежит 265 километров пути, за окном не очень жизнерадостный пейзаж, сплошная степь, нам, привыкшим к горным видам, это особого оптимизма не добавляло. Даже не верилось, что среди этих бесконечных полей может быть что-то привлекательное. Поэтому я больше ничего и не могу сказать за нашу дорогу, перейду сразу к Кракову.
Любовь Пендерецкая

Мало-помалу мы и добрались к цели нашего путешествия! Здесь пора рассказать, что в городе нас уже ждали. Здесь живёт наш друг, а одновременно подающая надежды пианистка, Любовь Пендерецкая, являющеяся родственницей нашей Гали. Поэтому мы едем не на пустое место. Люба обитает в общежитии Музыкальной Академии. Если ваше вооображение рисует мрачный застенок, который у нас именуется этим словом, то будете неправы, польское общежитие будет почище многих наших гостинниц! А пока мы заехали на окраину Кракова, где находится торговый комплекс Tesco, где у нас была намечена встреча с Любой. После несколькоминутного знакомства с польскими телефонами-автоматами я с ней связался и уже через пару минут у нас состоялась встреча. Общежитие оказалось в 10 минутах езды от Теско и 20-25 минутах ходьбы от самого центра. Так что мы без проблем попали по нужному нам адресу (в больших городах с этим бывают проблемы) и нам не приходилось каждый день далеко добираться домой.

Жить нас определили в специальную гостевую комнату. Гостевой она называлась только потому что её специально держали для гостей, там не жили студенты. Ещё она была меньше стандартной комнаты, но во всём остальном была самой обычной комнатой, никаких понтов для приезжих, как у нас. Комната была несколько тесновата, впрочем она рассчитана на одного-полтора человека, но спокойно вмещает стол с двумя креслами, полутораспальный диван (вполне свободно мы там умещались вдвоем), платяной шкаф, сервант, санузел (состоял из умывальника с зеркалом, отгороженных от комнаты перестенком). В комплектацию номера входят постель с постельным бельем, полотенце, вешалки для вещей, разнообразная посуда и даже магнитола и электрочайник. Между прочим, такие же чайники присутствуют во всех комнатах! Так что наша совковая привычка возить за собой электрокипятильник оказалась полным атавизмом!

В комнате не хватало только туалета, но совсем рядом была комнатка, где присутствовали унитаз, ванна и кухонная плита (почему-то в одном помещении - просто смешно представить, как этим всем можно одновременно пользоваться). Это всё размещается на первом этаже, а на остальных есть две полноценных туалетных комнаты на два туалета, а также отдельная кухня и отдельная душевая на 5 кабинок, умывальники и там же две стиральные машины-автоматы. И это всё богатство всего на 7 комнат на этаже! Я столь подробно останавливаюсь на таких подробностях не для того, чтобы унизить нашу (уже униженную давно и не нами страну), а чтобы поведать, в каких бытовых условиях живут польские студенты. За несколько дней пребывания невозможно изучить все стороны жизни, но как раз быт нас поразил в немалой степени. Оно и верно, лучше жить - лучше учиться! Но это ещё не всё. Каждое утро приходит отряд уборщиц, которые гремя вёдрами и гудя пылесосами, наводил во всех помещениях просто идеальную чистоту. Каждое утро каждый унитаз встречал нас белоснежной чистотой и ароматом моющих средств, ванна была всегда просто идеально вычищена, газовая плита могла быть эталоном чистоплотности! А в туалете , думаю, вы в это не поверите, всегда лежит туалетная бумага, и не один рулон, а два-три, на случай, если у вас закончиться предыдущий рулон! Вот так выглядит польское общежитие. Мне приходилось иногда жить в ощежитиях и готелях в нашей стране, так вот что я вам скажу - при сравнении далеко не каждый украинский готель дотянет до простого польского общежития!

Я эти слова говорю здесь не для того, чтобы, критикуя родину, возвыситься над ней. Просто мне горько, что и моя жизнь, и жизни других моих соотечественников проходят (и закончатся) таким образом, что мы даже не знаем, что такое достойная жизнь, не говоря уже о том, что никогда достойно и не будем жить, потому что каждая ерунда у нас превращается в проблему. Горько от того, что казалось бы, элементарно просто добиться того, что и нас будет всё точно так же, не нужно для этого ни миллиардных инвестиций, ни каких-то незаурядных мыслителей, не нужно ничего такого материального, чего у нас нет. Нужно только одно - чтобы каждый человек находился на своем месте и делал своё дело как можно лучше. Но не бывать этому никогда, потому что восточнославянская душа требует поступать с точностью до наоборот. И этим своим обращением я пытаюсь достучаться до наших душ - проснитесь, братья и сёстры, одумайтесь!

Но это было почти лирическое отступление. А тем временем мы расположились в своём жилище, поужинали и нас ждали великие дела. Мы отправились покорять Краков! Мы шли вечерними улицами и было совершенно ясно, что этот город нам не мог не нравиться. Если обращаться к моим соотечественникам, то можно сравнить Краков со Львовом, но только для того, чтобы описать как-то дух города. На самом деле Краков по всем направлениям грандиознее - он и значительно больше, да и история у него несравненно солиднее, ведь шесть столетий Краков был столицей Польши, я бы даже сказал, что в Центральной Европе он играл роль главного города этой части континента. Здесь была королевская резиденция, здесь происходило бурное развитие средневековой культуры. Конечно, провинциальный Львов мог лишь мечтать о таком.

Куда ни глянь, стоят старинные дома. Все величественные, но ни от одного не веет старостью, скорее чувствуется, что на такие строения можно положиться, ведь они несут на себе печать веков. Все здания отлично отреставрированные (эти слова не касаются района Казимеж -Kazimierz). По улицам снуют автомобили, очень много трамвайных линий, здесь не боятся этого вида транспорта, например, как в Киеве, где уже, кажется, демонтировали все линии. Дело в том, что трамваи здесь современные, правда, пока ещё не все, ведь сразу весь парк общественного транспорта не заменишь. В модерных вагонах ликвидированы все отрицательные стороны этого вида транспорта и, только приближаясь к вагону, уже начинаешь удивляться. Например, если речь не идёт о часе пик, то не все двери открываются. Но никому не приходится орать водителю (а вагоны длинные, да ещё и спаренные): "Откройте задний проход!" Дело в том, что на всех дверях, и снутри, и снаружи есть кнопки открывания дверей, я сам не раз был свидетелем, когда в трамвай, остановившийся на светофоре, свободно заходили люди.

Ещё для нас было удивительно, что площадки в вагоне находятся столь низко, что возле дверей вообще нет ступеней - шаг вперед, и вы уже в трамвае. (Обращаясь к ужгородцам, скажу, что наш шикмодерн общественного транспорта, ПАЗики, просто каменный век.) Здесь вам и комфорт, здесь вам и экономичность. А вот разгон у такого транспортного средства почти как у метро, ведь состояние трамвайных путей просто идеальное. Поэтому трамвай едет почти бесшумно, совершенно немыслимая для нашего воображения вещь.

Такими были наши первые впечатления от Польши вообще и от Кракова, в частности. Но предлагаю углубиться и узнать поподробнее, чем же нас таким очаровал этот город.



Hosted by uCoz